На что вы снимаете? Хочу купить “зеркалку”. Мифы о зеркальном фотоаппарате

На что вы фотографируете? Этот вопрос для задающего его приобретает порой настолько большое значение, что, вспомнив себя, не смогла удержаться и решила написать пару строк на эту тему, а в итоге написала эту статью.

Чего греха таить, я и сама в своё время задавала этот вопрос направо и налево, в надежде нащупать ускользающую ниточку, ведущую к этому вожделенному Священному Фото Граалю.

Но, в том то всё и дело, что чем больше Грааль вожделеешь, тем дальше от него уходишь. Иными словами, для хорошей фотографии совсем не нужен зеркальный фотоаппарат.

Знаете ли вы ответ на вопрос для чего вам нужна именно “зеркалка” (зеркальный фотоаппарат), почему не беззеркалка?

Если вы считаете слово “зеркалка” (зеркальный фотоаппарат) синонимом слов качественное, профессиональное и современное (фото) возможно эта статья будет для вас полезна.

Давайте попробуем разобраться:

1. Зеркальный фотоаппарат – еще не значит качественное изображение.

Первый фотоаппарат
Самый дорогой фотоаппарат в мире. Один из первых фотоаппаратов, I половина XIX века

Современный цифровой зеркальный фотоаппарат – это достаточно сложное устройство, напичканное механизмами и “фишечками”, призванными всего напросто облегчить фотопроцесс.

Главной “фишечкой” является зеркало и желанный для многих эпитет “зеркалка”.

Зеркало всего-навсего упрощает процесс визирования (всматривания в видоискатель) и избавляет фотографа от необходимости думать об эффекте параллакса.

Попросту говоря, это как в фильме “Ночной дозор”, когда Антон Городецкий смотрит в осколок зеркала, чтобы поразить вампира Лагутенко. Правда, Городецкий смотрит в неровный и незафиксированный осколок зеркала и под углом отличным от 45º, и это приводит к искажениям образа вампира, которого нужно “припечатать фонариком” (сфотографировать). Но тем не менее этот пример отражает работу зеркального фотоаппарата.

Вот и всё, при этом процесс всматривания в зеркало никак не может повлиять на качество изображения или, если продолжить пример, на то, как Городецкий орудует фонариком.

Из-за зеркала и пентапризмы, которое выполняют одну отнюдь не самую нужную роль, зеркалка получается гораздо больше и тяжелее, чем фотоаппарат с оптическим видоискателем с матрицей аналогичного размера, ну а качество изображения при этом зависит не от зеркала, а от типа матрицы. Как, например, в случае с 35-миллиметровой Leica M9, оснащенной менее шумной, но и более медленной CCD матрицей (Кстати, беззеркалки от Sony формата APS-C оснащены матрицей такого же формата).

Ах, да еще одна возможность “зеркалки” – сменный объектив. Это очень полезная возможность, но только для того, кто умеет ей пользоваться и для того, кому она действительно нужна.

Но нужна ли эта возможность именно вам?

Многие говорят о возможности покупать качественную оптику, но эта оптика может стоить как 2-3 фотоаппарата, аналогичных вашему.

Также не обольщайтесь, что эта качественная оптика избавит вас от ХА, дисторсии, виньетирования и т.п. артефактов, раздражающих профессионалов и любителей, зацикленных на качестве.

2. Зеркальная камера – это еще не значит профессиональная.

Крупный формат
Современная крупноформатная
камера в разложенном виде

Профессиональную камеру отличает размер используемой пленки (размер матрицы). Размер APS-C, как впрочем и размер матрицы 35-мм не считаются профессиональными, хотя и успешно используются профессиональными фотографами. Среднеформатные профессиональные зеркальные камеры Hasselblad, Mamiya стоят как новый джип, ну а камеры крупного (широкого) формата в принципе нелегко найти.

И теперь, внимание!!! Устройство камер крупного формата очень простое и не сильно отличается от самых первых вековых камер. Это всё те же темные ящики на рельсах с мехами для фокусировки на объекте и накидкой под которую прячется фотограф.

И именно крупноформатные камеры считаются самыми что ни на есть профессиональными.

Кстати, например, признанная профессионалами всего мира – 35 миллиметровая Leica M9 не является зеркалкой – имеет оптический видоискатель и выглядит как обыкновенная мыльница.

3. Зеркальная камера – еще не значит современная.

Почти полностью аналогичная современным узкоплёночным камерам «зеркалка» была выпущена в 1936 году (!) под маркой «Kine-Exacta» германской компанией Ihagee. (Википедия)

Вдумайтесь только, конструкции современного зеркального фотоаппарата 75 лет (!)

И стали ли зеркалки после замены пленки на цифровую матрицу ах, какими современными – большой вопрос.

И, кстати, большинство объективов для зеркалок были созданы и запущены в массовое производство в 80-е, 90-е годы, задолго до начала массового производства цифровых фотоаппаратов.

Если говорить о современных камерах, то наиболее современными, на мой взгляд, являются цифровые компакты, производители которых стремятся совместить миниатюрность корпуса и качество изображения. И, на мой беглый взгляд, качество цифрового изображения растет именно благодаря развитию этого сегмента. И новый импульс в этом направлении связан с появлением возможности смены объектива в компактах.

Всё это я написала, чтобы проиллюстрировать один простой вывод к которому я пришла в итоге: дело не в том какой фотоаппарат выбрать. Дело не в фотоаппарате. Хорошо снимать можно и фотоскворечником, сделанным своими руками.

Дело не в фотоаппарате хотя бы только потому, что фотография Луны Льюиса М. Резерфорда, сделанная в 1865 году (!) и снятая одним из первых фотоскворечников, способна составить конкуренцию современным астроснимкам.Луна

Также как и фотография блохи, сделанная Адольфом Нейтом тоже примерно в 1865 годы, не уступает современным микрофотографиям.Блоха Нейт А.

А если вспомнить нашу дореволюционную гордость – фотографии* С. М. Прокудина-Горского, сумевшего до 1910 года сделать огромное количество цветных (!) фотоснимков царской России с ее неповторимым колоритом, бытом и разнообразием. И это задолго до изобретения цветной обращаемой и цветной негативной пленок! Но поражает не только наличие цвета в этих фотографиях, но и качество изображения.

Прокудин-Горский Прокудин-Горский Селигер
Прокудин-Горский С. М.
Ласточкино Гнездо.
Снято между 1905-1915.
Прокудин-Горский С. М.
Вид монастыря из Светлицы. Монастырь преп. Нила Столбенского, озеро Селигер. 1910

И, напоследок, еще один пример уникальной фотографии. Это Гарольд Э. Эджертон и “Пуля калибра 0,30, пронзающая яблоко” 1964 года. Выдержка 1/10000 с; пуля летит со скоростью 840 м/с.

Гарольд Эджертон Пуля

Ни луну, ни блоху, ни пулю с яблоком, снятые с таким качеством в прошлом, в таком же качестве не получится снять ни одним современным цифровым зеркальным фотоаппаратом, как впрочем и ни одним беззеркальным, без дополнительных приспособлений и соответственно вложений…

А вы уверены, что вам нужен именно зеркальный фотоаппарат?


*Гордость-то наша, но фотографии эти физически находятся отнюдь не в России.


Фотографии взяты: из книги “История фотографии с 1839 года и до наших дней”; с сайта Библиотеки Конгресса США

На что вы снимаете? Хочу купить “зеркалку”. Мифы о зеркальном фотоаппарате: комментарий

Оставить комментарий

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>