Все изменчиво в природе, в этой никогда не отдыхающей, постоянно работающей грандиозной фабрике. Одни явления протекают с молниеносной быстротой, не всегда даже замечаемые нами, другие — тише, третьи — так медленно, что только в продолжение годов, а то и веков, возможно заметить в них перемены.
Природа — жизнь, она — движение, нарождение новых форм, новых сочетаний, каждый раз других, неожиданных, часто неизвестных нам картин. Как же изучать эти непрерывные изменения, то протекающие в секундах, то растянутые на несколько человеческих жизней? Много изобретательности, огромного труда, кропотливой работы приходилось затратить исследователям, чтобы приспособиться к изучению окружающего нас мира, расчленить протекающие в нем явления на составные части, ускорить одни, замедлить другие, накопить из года в год, из десятилетия в десятилетия наблюдаемый материал, чтобы потом составить представление о природе и ее богатствах и использовать их надлежащим образом для нужд человека.
Теперь, с развитием фотографии, когда она стала доступной каждому, методы изучения природы и человека значительно упростились. Фотографическая пластинка бесстрастно и точно запечатлевает все, фотографическая камера создаёт бесспорный документ, навсегда остающийся в нашем распоряжении и дающий возможность изучать закрепленное им явление как угодно долго, сравнивать с другими, полученными через года, десятилетия, или с такими же работами других исследователей. На пластинке удается закрепить явление, очень быстро протекающее, или последовательные этапы форм, развивающихся чрезвычайно медленно. Это при накоплении снимков дает возможность с простотой, одним взглядом на последовательные отпечатки, определить путь развития медленно протекающего процесса. Наконец, фотография дает полную возможность зафиксировать и то, чего глаз наблюдателя не в силах рассмотреть или за дальностью расстояния, или за слабостью объекта (малая яркость), или, наконец, из-за его микроскопичности. Телескоп, длинная экспозиция и микроскоп с легкостью решают эти задачи в соединении с фотографическим аппаратом.
Оба снимка сделаны с одного и того же места. Сами по себе они скучны и неинтересны, но всё их значение выявляется, как только под ними будут указаны даты съёмки: снимки произведены 12 и 18 апреля 1925 года и представляют собой характеристику наступления весны в Ленинградской губернии. Посмотрите, как изменился вид в одну неделю! Если бы удалось делать такие снимки в течение десятилетий – этот документ с феноменологической точки зрения стал бы неоценимым.
Фотография — одно из гениальнейших изобретений, принесших неисчислимую пользу материальной культуре человека. Советский Союз огромен, изучение его — насущнейшая Задача сегодняшнего дня, очередной вопрос строительства. Чем интенсивнее, полнее будут изучены условия существования, природные богатства, изменчивость и возможности различных уголков СССР, народы, их населяющие — тем успешнее, полнее мы сможем использовать то, что природа так щедро разбросала по огромной территории Союза. А мы не можем похвастаться знанием его, то и дело мы „неожиданно» натыкаемся на явления и блага, нам до сих пор неизвестные… И тут вдумчивому, серьезному фотографу-краеведу.— огромное поле для нужной, плодотворной работы.
Повторяем, вдумчивость в деятельности краеведческой фотографии исключает любовь наших фотографов к „щелканью» затвором. Нужно ясно поставить себе цель, разработать программу и систематически, кропотливо ее осуществлять. Только тогда польза этой работы скоро станет очевидной самому работнику.
Охотьтесь не с ружьем, а с камерой! И эта охота не менее, если не более, увлекательна, чем ружейная. Вы накопите альбомы, характеризующие разные стороны жизни края: виды ее флоры, общие и отдельные экземпляры; представителей фауны, их нравы и жизнь; обычаи и типы населения; архитектурные особенности края, его геологическое строение и проч. Материалы эти неоценимы для пашей Академии Наук, для изучения страны, так мало еще нами познанной.
Снимки иллюстрируют образ жизни насекомых: три этапа выхода стрекозы из личинки. Эта работа несколько сложней предыдущей: надо уловить момент, быстро, не пугая насекомое менять пластинки, зато даёт полное представление о первых шагах стрекозиной жизни.
Краевед изучает, описывает край, наблюдает записывает свои наблюдения. Но как слабо перо по сравнению со снимком, с картиной! И как сильно описание, дополненное иллюстрациями— документами вашей камеры.
Собирайте гербарий растений края, но дайте и общий вид тех полей, перелеской, где они произрастают. Копите коллекцию бабочек родных вам мест, но постарайтесь снять, добейтесь снимка бабочки в ее естественной обстановке, на цветке, сосущей пыльцу. Ваша коллекция шкурок, черепов и скелетов будет неоценима, если вы добудете в дополнение к ней и снимки представленных в ней зверков и птиц, характеризующие их нравы, обычаи, образ жизни.
Исполнение этих задач — не просто: оно требует выдержки, сноровки, многих проб и неудач, различных комбинирований — иногда телеобъектива, иногда спуска затвора с большого расстояния, требует изучения и знания местности, нравов фотографируемых животных. Но эта охота увлекательна, а польза приносимая ею — громадна. Мы говорим — „не просто», но должны оговориться: тому, кто вдумается в эту работу, она покажется более чем простой.
Работая из года в год, он втянется в работу, давая необходимый для изучения края материал.
Заинтересуйтесь задачей, не пугайтесь неудач; на страницах нашего журнала вы найдете достаточную помощь в систематических конкретных указаниях, как фотографировать в целях изучения края, как разработать программу, приспособить аппарат, систематизировать и изучать снимки.
Не щелкайте затвором зря, ищите смысл и цель своей работы.
C. Баранов