Наша культура и фотография

Статья, написанная в 20-х годах первым наркомом просвещения Советского Союза для одного из первых номеров журнала «Советского фото» — яркий исторический пример надежд и революционной восторженности 20-х годов XX века. Сам по себе текст, на мой взгляд, больше интересен историкам, чем фотографам, но фотография А. С. Шайхета*, использованная в статье — это картина, которая приковывает к себе внимание. Она жива и непосредственна. Именно фотографии подобного планы будут ценны и через 100 и через 200 лет, пока живы человеческие чувства и ценны человеческие отношения.

*Шайхет Аркадий Самойлович [28.8(9.9).1898, Николаев, — 18.11.1959, Москва], советский мастер фотоискусства, один из основоположников советского фоторепортажа. В 1922—24 работал ретушёром в частной фотографии в Москве. С 1924 сотрудничал в журналах («Огонёк», «СССР на стройке», «Наши достижения»), создав в своих репортажах фотолетопись первых пятилеток. Во время Великой Отечественной войны 1941—45 много снимал на фронте. Награжден 2 орденами и медалями.

НАША КУЛЬТУРА и ФОТОГРАФИЯ

А. В. Луначарский*

Советская власть создала единую трудовую школу, в которой учащийся получает свои знании не столько из книг и рассказов учителя, сколько путем личного труда, своей работы и самодеятельности; только таким образом учащийся может войти сознательно в суть целого ряда наук, которыми владеет учитель. И в этой новой трудовой школе фотография должна играть выдающуюся роль. Дело фотографии неразрывно связано с различными науками и их отделами, например: физикой, химией и т. д. Фотографическая камера в руках мальчика дает ему не только радость и удовольствие: она возбуждает в нем живой интерес к физике, к познанию света, ряда оптических явлений, разительных для ребенка; она наталкивает его на необходимость производить ряд химических работ и познавать их сущность; она приучает его к самодеятельности и сознательному труду. Являясь для учащегося сперва как бы забавой, фотография неразрывно сцепляется с различного рода учебными и педагогическими задачами, давая в руки педагога могучее средство.

Фотография является основой школы и всюду необходима. Никакие кабинеты, никакие лаборатории не могут играть такой широкой роли в учебном деле, как фотография сама по себе. С другой стороны, фотография иллюстрирует все стороны жизни, все знания, получаемые ребенком. Мы знаем, какую серьезную роль играет в деле обучения коллекционирование малых предметов — по гербаризации, минералогии, естественной истории и пр. Фотографией ребенок коллекционирует все, что видит его глаз. Для него фотографический аппарат является незаменимым средством запечатлеть жизнь, которую он видит, создавать свою коллекцию всего, что его интересует и производит на него более или менее сильное впечатление.

shaihet

А. ШАЙХЕТ, Москва

Такие фотографические альбомы, такие фото-графические коллекции, в которых ребенок собирает все, что ему интересно, заграницей развиты очень широко. И это понятно. Рисование оказывает в этом деле весьма слабую помощь. Рисовать трудно, этому надо долго учиться, совершенствоваться, да и не всякому дан художественный талант, к тому же рисование требует долгого времени. А фотография копирует просто и необычайно быстро, во многих случаях даже лучше, чем видит человеческий глаз. В этой области — в деле запечатления фотографией видимого — учащийся сразу делается хозяином. Фотография дает ему коллекции не только видимого им,— ей доступно и невидимое простым глазом: микрофотография, фотографирование звезд и т. д. делаются доступными для изучающего ее, и мало-помалу он может даже создавать снимки, имеющие научное значение.

Фотография нужна каждому на всю жизнь, она нужна ребенку, она нужна ему во все время его учения, она нужна и когда он будет взрослым, когда из него создастся, быть может, ученый или практический деятель.

Нельзя забывать и художественной стороны фотографии — ее творческого значения! Сноровка, уменье, внимательность, аккуратность, которых она требует,—имеют громадное педагогическое и воспитательное значение. Фотография заставляет ребенка выбирать сознательно точку зрения для своего снимка и развивает при этом его вкус к пейзажу, позе, произведениям искусства. Она развивает эстетическую сторону его души. Из анализа представляющихся его взорам картин, как, например, при данной ему задаче — снять наиболее интересную часть какого-нибудь пейзажа, учитель может развивать в нем сознание того, что именно в пейзаже или вообще в предмете съемки красиво, величественно, грустно. Рисованием этого в школе не сделаешь, оно громоздко и не всякий — художник. Фотографией же вы легко развиваете художественное образование ребенка, легко проникаете в эстетику его души.

Но фотография не только запечатлевает: ведь, она и комбинирует; ею можно создавать художественные снимки nature morte, групп, наконец — самое важное — инсценировать все по желанию. И когда в школу будет введена инсценировка, то жест, группировка н режиссура вызовут, создадут и разовьют ряд эстетических волн в душах молодых существ. И это искусство жеста, выражения лица, творчество при инсценировке — все это фотография фиксирует, всему этому придает новый интерес, так как, зная, что из его работы при этом творчестве фотография запечатлеет картину, которая сохранится навсегда, ребенок и юноша еще более заинтересуется делом. Без фотографического аппарата он заинтересован меньше, работа его н результаты ее в будущем забываются, исчезают. А фотографический аппарат сохраняет их ему на всю жизнь. И дальнейшая обработка сделанного нм снимка, т. е. чисто техническая сторона фотографии, несомненно, займет свое, подобающее ей, место в деле развития учащегося и тоже имеет большое педагогическое значение.

В новых школах, устроенных в Германии, Швейцарии, отчасти и Франции, фотография играет большую роль в деле школьного воспитания и обучения. Но там такие школы доступны только для богатых, так как плата за обучение в них очень высока. А для нас важно внести благодеяния фотографии в самую гущу масс, дать ее в руки всем трудящимся. Сделать это не легко, ибо не легко так оборудовать школу, чтобы каждый был фотографом — любителем. Но как каждый передовой товарищ должен иметь часы, так оп должен уметь владеть фотографической камерой. И это со временем будет. В СССР будет как всеобщая грамотность вообще, так и фотографическая грамотность в частности. И будет это гораздо скорее, чем думают скептики.

Недалеко то время, когда фотография, на которую теперь многие смотрят, только как на забаву, фотография техническая, научная и художественная — сделается общедоступным умением для всех граждан нашей страны.

А. Луначарский


* Анато́лий Васи́льевич Лунача́рский (11 [23] ноября 1875, Полтава, Российская империя — 26 декабря 1933, Ментона, Франция) — русский советский писатель, общественный и политический деятель, переводчик, публицист, критик, искусствовед. С октября 1917 года по сентябрь 1929-го — первый нарком просвещения, активный участник революции 1905—1907 годов и Октябрьской революции 1917 года. Академик АН СССР (01.02.1930).

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *