Статья В. Микулина, написанная 85 лет назад, подтверждает истину о том, что люди не меняются с течением столетий. Мы совершаем одни и те же ошибки и на одних и тех же ошибках учимся. Это как в театре где меняются только декорации, а актёры остаются прежними.
Яркий пример, который приводится на на первой же странице данной статьи — завал горизонта. Эта проблема массы современных фото ремесленников. Линия горизонта одна, а чувство прямой линии у всех разное…
В статье разбирается много актуальных и по сей день, ошибок, допускаемых фото-репортёрами середины 20-х годов XX столетия, естественно, с упором на то, как снимать массовые шествия и митинги. Всё-таки время такое — время сознательности трудящегося народа.
С’емка массового действия сверху дает полное представление о размерах происходящего.
Помещаемый ниже очерк является седьмым из серии в 10 элементарных очерков по фото- репортажу, предназначенных для фото-любителей, желающих заняться работой для журналов и газет [1]).
Как производится с’емка
ВАЖНО не только, что именно снято, по и как снято.
При каждой с’емке приходится учитывать возможности взаимного расположения аппарата и снимаемых предметов, скорость движения последних и световые условия.
От позиции аппарата во время с’емки зависит компановка снимка. Одну и ту же тему можно заснять шаблонно и тускло, или ярко и интересно. Здесь многое — дело опыта и вкуса фотографа-журналиста. Изучайте лучшие образцы, смотрите, откуда и как они сняты, и старайтесь делать то же, что делают опытные фоторепортеры, но лучше, чем они.
Массовые шествия лучше всего снимать сверху, с высоты нескольких этажей. Бесполезно пытаться снять массовку с земли: результаты наверняка получатся мало удовлетворительные.
„Одесский Дворец Труда до и после восстановления”—так озаглавлены эти два снимка, помещенные в одном из иллюстрированных журналов. Здание не вмещалось в поле зрения об’ектива н снимавший наклонял аппарат, благодаря неправильному положению аппарата во время с’емки. между двумя снимками получилась курьезная разница: до восстановления здание падало и левую сторону, а после восстановления покосилось вправо. Лучший пример того, как не надо держать аппарат во время с’емки — трудно и придумать.
Комбинированный двойной снимок
Пока фотограф, выбрав позицию, ожидает прохождения шествия, полезно заранее навести на фокус по матовому стеклу на предмет, находящийся на пути процессии, на мостовую, камень, столб, неподвижных зрителей.
Чтобы получить при с’емке уличных сцен Rceпредметы, и близкие и удаленные, резкими, наводят на середину и в пределах возможности диафрагмируют. Так как при диафрагмировании усиление резкости идет скорее вглубь, то и наводить следует на предметы, стоящие несколько ближе середины. Обычно уличную жизнь снимают с установкой метров на 15. Сильное диафрагмирование не всегда допускается световыми условиями, и для получения наибольшей глубины резкости при незначительном диафрагмировании употребляют маленькие размеры аппаратов (4,5 X 6 и 6 X 4 см.) с короткими фокусными расстояниями об’ективов.
Как не надо снимать. Называется это «3а работой по постройке Каширской электростанции», а на снимке—все вытянулись н уставились и аппарат, и никто не работает. |
Хорошие результаты в некоторых случаях дает комбинированный снимок. Например, требуется снять стоящего на первом плече оратора и громадную толпу, слушающую его. Обычной с’емкой получить одновременную резкость того и другого нй всегда возможно. Тогда делают один снимок, резко наводя на оратора, затем,с того же места, не сдвигая аппарат, снимают на второй пластинке, наводя резко на толпу, а отпечатки уже соединяют вместе, при чем из первогр снимка берут оратора, а из второго толпу. Получается превосходный снимок, правдиво передающий натуру и резкий от первого до последнего плана. Этим приемом часто пользуются немцы и англичане.
При производственных с’емках, безразлично, делаются ли они для чисто журнальных целей или для рекламных,— производство должно быть показано на ходу, рабочие должны быть в естественных рабочих позах и заниматься каждый своим делом, а не смотреть в аппарат, опустив руки по швам. На чисто журнальных, пе преследующих особых целей снимках должны находиться только непосредственно работающие; не следует допускать посторонних зрителей или примазавшихся к снимку — завов и т. п.
Внутри завода следует снять специальные машины или процессы работы,характерные именно для данного производства или чем-либо замечательные. Если снимают фабричные здания снаружи — следует оживить их выходящими из фабричных ворот рабочими. Вообще во всех случаях снимать нужно не одну мертвую установку — витрину, машину, а с людьми, рассматривающими ее или работающими на ней и не глядящими в аппарат.Люди должны быть всюду — в лесу, в столовой, у машин.
Снимок прыжка под углом в 45° к направлению движения |
Симметрия в снимках допустима только как исключение. Вообще же ее следует избегать: виды улиц, рек, рельсы — снимать но с середины, а несколько сбоку. Прямой, „в лоб», фасадный вид здания почти всегда скучен и очень выигрывает, если снят сбоку.
Архитектурные снимки лучше делать при боковом освещении—снимки получаются рельефнее. Только белые мраморные памятники лучше снимать при мягком свете. В архитектурных и ландшафтных снимках не должно быть слишком много земли на переднем плане, или неба; излишки устраняются передвижением об’ективной доски или последующей обрезкой отпечатков.
Начинающие, при с’емках высоких зданий, не вмещающихся в поле зрения об’ектива при горизонтальном положении его, наклоняют аппарат вверх. От этого здания на снимке получаются кривыми, покосившимися и падающими. Нужно привыкнуть всегда держать камеру инстинктивно прямо.
Специальные стативные камеры допускают наклон об’ективной доски и матового стекла, обычные же ручные аппараты этого не позволяют, и их следует держать строго горизонтально. Если же высокое здание не вмещается в поле зрения аппарата, то следует подняться на крышу соседнего здания, или отойти подальше, или же прибегнуть к подниманию об’ективной доски.
Линия горизонта всегда должна итти параллельно верхнему краю пластинки, и вертикальные линии — параллельно боковым краям пластинки. Найти вертикаль можно по линиям построек, растущим вертикально деревьям, стоящим вертикально людям. Искривленные снимки, с неестественно наклоненной и перекошенной натурой, которыми наши журналы, к сожалению, изобилуют, производят неприятное впечатление, и их необходимо выравнивать последующей обрезкой отпечатков.
Хороший производственный спимок. Люди — действительно „за работой», в настоящих рабочих позах. К тому же снимок технически хорош, благодаря удачному освещению. |
Если по световым условиям или другой какой причине движущиеся перед аппаратом прохожие и экипажи могут помешать архитектурной с’емке — можно, поставив маленькую диафрагму (еще, лучшо вместе со светофильтром) и дав соответствующую выдержку в несколько десятков секунд,— получить снимок здания или памятника совершенно без людей, так как при длительной экспозиции движущиеся предметы на снимке не получатся. По этой же причине прохожие и проезжающие не выходят на ночных снимках.
Уличные сцены снимают обычно с 1/100 секунды, спорт — с 1 500. Фото-репортер должен научиться определять наименьшую скорость, с которой можно снимать различно движущиеся предметы, чтобы они не вышли размазанными. Чем быстрее движется предмет и чем он ближе к аппарату — тем с большей скоростью следует его снимать.
Если световые условия не допускают слишком быстрой скорости или если предмет слишком быстро движется,— лучшие результаты получатся, если его снять издалека и затем увеличить, и при этом чем с большего расстояния предмет снят, тем резче он получится.
МОСКОВСКИЕ ФОТО-РЕПОРТЁРЫ НА СЪЁМКЕ |
Кроме того, имеет большое значение направление движения предмета по отношению к аппарату. Наибольшая скорость требуется, если предмет движется прямо мимо аппарата. При движении его под углом в 45 градусов к аппарату — скорость допустима в 2 раза медленнее, а при движении прямо на аппарат—даже в 3 раза медленнее. Наиболее удобное и выгодное положение аппарата при с’емках быстрого движения — спортивных прыжков и т. п.— под углом в 45 градусов к направлению движения.
Иногда, если снять движущийся неодушевленный предмет — поезд, например — с соответствующей быстроте его движения скоростью затворе, то он выйдет на снимке резким, отчетливым и как бы неподвижным, движение его передано не будет. Поэтому в некоторых случаях, для достижения эффекта движения, снимают несколько медленнее, чем допустимо для резкого снимка. Движущийся автомобиль от этого получается смазанным в одну сторону, что дает полное впечатление быстрого движения: зритель чувствует, видит скорость.
При с’емках различных видов спорта полезно заснять известных спортсменов за упражнениями: это повышает ценность снимков.
Публика постепенно привыкла к фото-аппарату. Маленькие камеры (4,5X6 см.) вообще мало привлекают внимание. Но все же иногда для того, чтобы заснять наиболее естественные сцены, так, чтобы снимаемые не видели аппарата и не знали, что их снимают — аппарат маскируют. Способ маскировки аппарата применили для с’емки сцен уличной и базарной жизни Москвы „киноки» („Кино — Глаз»), спрятавшие аппарат в палатку, которая обычно ставится на улицах для ремонта водопровода, и незаметно ловившие оттуда нужные им сцены.
Существуют аппараты в виде бинокля, и такие, которые при с’емке направлены в сторону от снимаемого. Однако, распространения они не получили и являются скорее забавными игрушками.
Европейскому фотографу-журналисту приходится прибегать и к более замысловатым приемам. Так, проживающий в Париже претендент на российский престол Николай Николаевич никак пе поддавался фото-с’емке. Фотограф выследил время его ежедневных прогулок, но „его величество» постоянно окружала свита дюжих молодцов, прикрывавших его от аппарата и оттеснявших фотографа. Тогда предприимчивый фотограф сторговался с молочником, спрятался в его фургоне, остановившемся против дома Николая Николаевича, проделал в стенке фургона отверстие для об’ектива и преспокойно сделал ряд снимков с ничего не подозревавших белогвардейцев, проехав в фургоне несколько кварталов по пути их прогулки.
Разумеется, советским фотографам-журналистам в нормальных условиях подобными приемами пользоваться не приходится. Свою энергию и инициативу они целиком должны направить на техническое и художественное оформление снимков.
В. Микулин
[1] Первые 6 очерков были напечатаны в „Огоньке» (№№ 28, 29, 30, 31. 33 и 36 за 1925 г.). Желающие могут выписать их, прислав 90 коп., из Главной Конторы журнала „Огонек—— Могква, Тверской бульвар 26.