Бромойль для всех

Теперь снимать легко — нажал на кнопочку и всё готово. Кто-то, конечно подумает о диафрагме, выдержке и т.д. Но большинство просто понадеется на «умную» автоматику. Мы перестаём думать изощряться, и надеемся на то, что кто-то другой подумает за нас. В 1926 году фотографу приходилось о многом думать помимо самого процесса съемки — выписывать кисти, делать кистодержатели, разбавлять краску бензином и т.д. Это статья наглядно демонстрирует каким был труд фотографа, занимающегося художественной обработкой фотографий, в первой четверти ХХ века.

В поисках способов изготовления художественных портретов, фотография за последнее время вплотную подошла к двум путям: способы художественного печатания позитивов (бромойль, гумми и др.) с обыкновенного негатива, или с’емка специальной мягко-рисующей оптикой (моллярные линзы и пр.). Редакция уделяет место статье т. Букиника’-сторон­ника первого способ художественной печати.
О мягко-работающих об’ективах также будет дана статья.

Пигментирование бромомасляных отпечатков по способу Франца Фидлера

БРОМОМАСЛЯНЫЙ процесс — самостоятельно или в виде переноса — является в настоящее время безусловно господствующим среди других процессов художественной печати. Около 80% всех выставленных на последней (осень 1925 г.) Кино-Фото Выставке в Берлине снимков было исполнено бромомаслом. Вряд ли другой какой-либо процесс художественной печати допускает столь сильное индивидуальное вмешательство фотографа в отпечаток.

Тем печальнее, что этот прекрасный способ печати столь мало распространен в СССР. Среди наших фотографов господствует совершенно ложное мнение о бромомасляном процессе, как о весьма трудном процессе, доступном небольшому числу фотографов-художников [1]

С другой стороны, приходится слышать мнение, что бромойль для фотографа-журналиста вообще излишен и ненужен, так как изготовление отпечатков требует нескольких рабочих дней, а сами отпечатки — чересчур импрессионистичны и бесформенны.

О том, что бромойль нам нужен, не может быть двух мнений. Сомневающимся мы рекомендуем посмотреть те портреты, которые печатаются в наших иллюстрированных журналах; недаром некоторые из них перешли на портреты, рисованные художниками.

Снимки, умело исполненные в бромомасле, всегда будут поражать здоровым реализмом, четкостью и определенностью форм и полным иконографическим сходством. Фотографу портретисту бромойль сослужит хорошую службу. Что же касается сказок о том, что бромойль является очень медленным процессом, требуя для изготовления каждого отпечатка не¬скольких дней, то они происходят оттого, что бромойль исполняется у нас по весьма устарелой методе, так называемым французским способом.

В лаборатории „Коммуниста» требуется от полутора до трех часов времени на исполнение бромомаcляного отпечатка 24х30 см., при чем отпечаток сдается вполне высохшим и, если нужно, отретушированным.

Способ бромомасляной печати заключается в следующем: отпечаток на бромосеребряной бумаге подвергают особой химической обработке („отбеливанию»), благодаря которой обесцвечивается желатиновый слой отпечатка, дубится в местах, богатых серебром, т.е. темных, которые вследствие этого теряют способность впитывать воду.

Дубление это строго пропорционально количеству серебра, т.е. максимально задубленые места отпечатка соответствуют теням отпечатка, слабо дубленые — полутонам и, наконец, самые яркие света отпечатка совершенно не дубятся. Задубленый отпечаток подвергают непродолжительному размачиванию в более или менее теплой воде и на слой отпечатка тем или иным способом наносят жирную масляную краску.

Так как задубленые места отпечатка легко принимают краску и, наоборот, незадубленые и впитавшие во время размачивания воду части отпечатка ату краску не принимают, то при нанесении краски получается изображение, состоящее из жирной краски. От желания фотографа зависит нанести на любое место отпечатка то или иное количество краски, или же совсем не накладывать ее, благодаря чему можно производить самые большие изменения в отпечатке, какие совершенно недостижимы в других методах художественной печати.

Кисть для бромойляДля получения четкого бромомасляного отпечатка с хорошо выраженными светами, богатыми полутонами и детальными тенями пигментирование необходимо производить жирной краской достаточно густой консистенции. Нанесение краски, как это практикуется при старом французском способе, особой кистью, срезанной наискось, так называемой „собачьей ножкой», связано с большими затруднениями, так как густая краска принимается отпечатком с трудом. Поэтому еще в довоенное время было предложено много способов нанесения краски при помощи всевозможных приборов вроде бархатных валиков, „пресс-папье Зимана», щеток Траута и т. д., но все эти методы пигментирования, внося чересчур большую долю автоматичности в бромомасляный процесс, лишали его тем самым главного его преимущества в виде возможности индивидуальной обработки любой части отпечатка по желанию фотографа. Известный дрезденский фотограф Франц Фидлер разработал года три тому назад новый способ пигментирования, счастливо соединивший в себе автоматичность и Легкость первоначального нанесения краски на отпечаток с широкой возможностью дальнейшего индивидуального отношения к нему.Валик клеевой

Применяя для первоначального вызывания следов изображения краску весьма густой консистенции, Фидлер тем самым обеспечивает большую чистоту светов и богатство полутонов отпечатка. Фидлер, вместе с тем, для облегчения нанесения краски на отпечаток,растворяет ее в каком — либо растворителе, напр., бензине. Это позволяет быстро нанести краску на отпечаток и тем предохранить его от дальнейшего высыхания и связанного с этим повторного размачивания, и сокращает время, ибо нанесение жидкой краски несравненно легче и быстрее, чем густой.

Индивидуальная обработка снимка кистью производится тогда, когда бензин улетучится, а на поверхности отпечатка останется тончайший слой густой краски.

Процесс Фидлера в нашей лаборатории применяется для исполнения портретов, а также для фото-иллюстраций к литературным очеркам и некоторых жанровых и пейзажных снимков. Мы даем подробнее описание этого способа[2]

КистедержательН е г а т и в. Единственное требование, которое мы пред’являем к негативу — это то, чтобы негатив обладал достаточными деталями в тенях. Портреты, в которых благодаря неудачному повороту головы по отношению к источнику света, теневая сторона представляет сплошную черную кляксу, или же все тени совершенно непрозрачны и лишены деталей благодаря неудачному освещению и проявлению, но подходят для исполнения бромойлем.

Б р о м и с т ы й  о т п е ч а т о к. Для того, чтобы получить удачный бромойль, экспозиция бромистого отпечатка для бромойля должна быть рассчитана таким образом, чтобы при проявлении его до отказа мы получили бы отпечаток с безукоризненно чистыми светами, богатыми полутонами и сочными, но богатыми деталями, тенями. Отпечаток не должен быть ни передержан, ни недодержан. Для контроля чистоты светов мы рекомендуем во время экспозиции закрывать часть отпечатка кусочком черной бумаги, при чем после проявления и фиксажа это место должно быть столь же бело, как и оборотная сторона бумаги.

Для проявления мы употребляем метоло-гидрохинонный проявитель с несколько увеличенным против нормального количеством бромистого калия. Для фиксажа — обыкновенную нейтральную фиксажную 15% ванну или же кислый фиксаж, подкисленный мета-бисульфитом калия. Из всех сортов бромистой бумаги дали очень хорошие результаты почти все бромистые бумаги, за исключением бумаг с платино-матовой поверхностью.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ХОД РАБОТ ПРИ ПИГМЕНТИРОВАНИИ

(Портрет академика В. М. Бехтерева)

Академик Бехтерев В.М.

П е р в а я  с т а д и я: отпечаток залит разжиженной бензином краской.

В т о р а я  с т а д и я: отпечаток обработав валиком. Появились следы изображения, по тени еще без подробностей, полосы и пятна придают отпечатку грязный вид.

Т р е т ь я  с т а д и я: отпечаток обработав кистью, ретуширован резинкой в скребком.

О т б е л и в а н и е. Старый рецепт отбеливателя с двухромокислым калием и соляной кислотой ныне почти нигде не употребляется. У нас принят рецепт Смита: 10% раствора хромовой кислоты — 1 часть, 10% раствора бромистого калия —10 частей, 10% раствора химически чистого медного купороса —20 частей, воды — 40 частей. Медный купорос должен быть обязательно химически чистым и не содержать в себе следов железа; так как в продаже такой препарат встречается не всегда, то для очистки обыкновенный медный купорос растворяют в простой водопроводной воде; полученному раствору дают отстояться около суток и сливают с осадка чистый медный купорос, который после фильтрования можно употреблять для отбеливателя. Отбеливатель следует употреблять не раньше, чем через три часа по его изготовлении. Бромистые отпечатки после фиксирования и тщательной промывки погружаются в отбеливатель. Эту операцию необходимо производить тщательно, так, чтобы весь отпечаток был погружен в отбеливатель сразу, в противном случае при пигментировании на отпечатке появятся трудно удалимые пятна.

В т о р о е  ф и к с и р о в а н и е. После короткой промывки, отпечаток фиксируется в кислом фиксаже. У нас принят следующий рецепт: воды 1000 куб. см., гипосульфита — 150 гр. и метабисульфита калия — 15 гр.

С у ш к а  о т п е ч а т к а. После тщательной промывки отпечаток высушивается. Для ускорения, высушивание можно производить около печки или при помощи вентилятора. Высушивание это обязательно. Большинство неудач при пигментировании происходит при попытках обойтись без высушивания.

Для п и г м е н т и р о в а н и я необходимо подготовить следующие инструменты:

1. К л е е в о й  в а л и к из так называемой „типографской массы». Очень хороши небольшие валики, употребляемые в канцеляриях для стеклографа и шапирографа. Достать их нетрудно в любом крупном городе.

2. Т р и  к и с т и, так называемые „козьи ножки». Для отпечатков форматом до 24 х 30 сант. достаточно иметь номера 5, 10 и 14. Мы выписывали эти кисти от фирмы Оскар Бор из Дрездена. В Москве такие кисти изготовляются вполне удовлетворительного качества некоторыми магазинами художественных принадлежностей.

3. К и с т е д е р ж а т е л ь. Его может легко приготовить любой слесарь. Он состоит из стальной проволоки 1—1 1/2 миллиметров толщины, имеет на одном конце кольцо с зажимным винтом, куда вставляется кисть, а на другом конце — легкую деревянную ручку.

4. Небольшое количество г у с т о й  л и т о г р а ф с к о й  к р а с к и. Для фотографа-журналиста вполне достаточно иметь черную, темно- коричневую и серую (цвет графитового карандаша) краски.

Для разжижения красок мы рекомендуем употреблять или литографскую олифу № 2, или же масляные краски для живописи (в тюбиках), которые можно достать всюду. Как подложку при пигментировании мы употребляем кусок зеркального стекла, форматом на 2 — 3 сант. с каждой стороны больше, чем пигментируемый отпечаток. Следует также запастись бутылочкой бензина, так называемого „тяжелого», применяемого для автомобилей, и толстой пропускной бумагой.

Высушенный отпечаток (после отбеливания) размачивают в течение десяти минут в воде, температурой 25—35 С. Наивыгоднейшая температура зависит от сорта применяемой бумаги и от желаемой степени контрастности. Чем выше температура воды, тем контрастнее будет отпечаток. Мы советуем начинать с более низкой температуры и, если отпечаток при пигментировании будет чересчур серым, постепенно увеличивать температуру воды. Размоченный отпечаток кладут слоем вверх на стекло, осушают пропускной бумагой от воды и рассматривают отпечаток при падающем свете. Светлые места отпечатка дают довольно ясный рельеф. Теперь можно приступить к пигментированию.

Мы забрызгиваем отпечаток бензином; небольшой щетинной плоской кистью, смоченной бензином, набираем небольшое количество литографской краски, предварительно слегка разжиженной олифой и тщательно стертой шпателем, а за неимением последнего — столовым ножом, на куске стекла. Размазываем посредством кисти краску по отпечатку, смоченному бензином, так, чтобы краска распределилась равномерно и тонким слоем по поверхности отпечатка. В последнее время мы стали применять следующий способ нанесения краски: немного краски мы наносим на кусок стекла и, держа этот кусок стекла в левой руке над отпечатком, брызгаем из бутылочки бензин на краску так, чтобы капли бензина, растворившие в себе краску, падали на поверхность отпечатка; затем щетинной кистью сильно растираем краску по поверхности стекла так, чтобы жидкая краска также падала на отпечаток. Быстрым движением кисти разравниваем растворившуюся краску по поверхности отпечатка до тех пор, пока бензин не улетучится и краска не начнет густеть. Этот момент легко узнается по тому, что кисть начинает слегка прилипать к поверхности отпечатка. Валик, предварительно чисто вымытый бензином, прикладываем к нижнему краю отпечатка и с легким нажимом начинаем раскатывать краску. Раскатывать краску нужно всегда в одном направлении—от себя. После 1—2-минутной работы валиком начинают появляться первые следы изображения. Света изображения несколько очищаются, но весь отпечаток производит впечатление слишком контрастного, с рваными светами, пятнами и полосами.

Вл. Маяковские 20-е

Портрет Вл. Маяковского.

БРОМОНЛЬ. Образец работы густой краской.

Для окончательной отделки отпечатка мы берем самую большую кисть и легкими постукиваниями кисти по поверхности отпечатка разравниваем краску. Продолжая дальнейшую обработку отпечатка кистью, мы замечаем, что зерно отпечатка делается меньше, градация отпечатка — совершенней, и в тенях отпечатка появляются детали. Небольшой кистью можно производить местные изменения в отпечатке, например, при портретах усилить волосы, уничтожить неприятные, беспокойные пятна на фоне и т. д. Дли этого небольшое количество краски распределяем посредством шпателя на поверхности стеклянной пластинки и легким постукиванием кисти по слою краски набираем краску на кисть. Для того, чтобы краска легла на отпечаток как можно равномернее, мы постукиваем несколько раз кистью по чистой стеклянной пластинке, и только затем наносим краску легкими спокойными постукиваниями кисти по отпечатку на нужные места. Если нам, наоборот, нужно снять краску с какого-либо места отпечатка, то следует ударять кистью (сухой, без краски) по отпечатку, стараясь, чтобы удар был как можно отрывистей. Удобнее всего это производить, зажав кисть в кистедержатель.

После пигментирования отпечаток высушивают Для высушивания вблизи натопленной печи или при помощи вентилятора достаточно 45 минут. Правда, самые глубокие тени отпечатка при этом сохраняют еще свою клейкость. Но это обстоятельство не имеет для нас никакого значения, т. к. мы применяем обезжиривание отпечатков.

О б е з ж и р и в а н и е. Высушенный отпечаток (надлежащая степень высушивания узнается по тому, что отпечаток при пощелкивании по нему пальцем издает характерный металлический звук) погружается в ванночку с бензином (остерегайтесь касаться поверхности отпечатка пальцами до тех пор, пока отпечаток находится в бензине,— это вызовет пятна и царапины). В бензиновой ванне отпечаток остается 1—2 минуты, после чего подвешивается для высушивания, на что достаточно 5—7 минут.

Высушенный отпечаток можно обработать резиной, т. к. обезжиренная краска снимается резинкой так же легко, как карандаш. Резинкой можно, например, несколько усилить имеющиеся на отпечатке блики, снять мешающие и лишние пятна на фоне и т. д. Что может дать обработка отпечатка резинкой, можно видеть из приводимого на следующей странице портрета Вл. Маяковского. Небольшие пятна на отпечатках, точки и царапины можно заделывать акварельной краской.

В заключение рекомендуем товарищам, занимающимся бромомасляным процессом, соблюдать самую педантичную чистоту: кюветы (ни в коем случае но эмалированные) должны быть чисто вымыты, кисти сейчас же после работы следует вымыть водой с мылом, валик — вымыть бензином.

А. Букиник

Фотографическая Лаборатория

Нзд—ва .Коммунист». Харьков.

 


[1] Мнение это из целей саморекламы иногда поддерживают старые специалисты. Так, нам известен случай, когда руководитель одной из крупнейших государственных фотографий Украины, к слову сказать, сам знакомый с бромойлем — столь поверхностно, что его бромомасляные отпечатки, прежде чем попасть в витрину, ретушируются опытным ретушером два-три дня, держит все детали бромойля в строжайшем секрете от своих сотрудников, запинаясь но время работы на ключ, а на просьбу рабочих фотографии познакомить их с бромойлем—отвечает, что они до бромойля еще не доросли. Тоже „секретничество»!

[2] Оговариваемся, что применение бромойля для целей собственно фото-репортажа хроникёрского характера и газетной иллюстрации мы, конечно, считаем бессмысленным, признавая его незаменимым способом воспроизведения, главным образом, портретов, а также и иллюстраций-этюдов.

Вл. Маяковский в 20-х

ПОРТРЕТ ВЛ. МАЯКОВСКОГО

БРОМОЙЛЬ. Негатив тот же. что и в предыдущем случае, но отпечаток исполнен жидкой краской к обработав резинкой. Отпечаток имеет вид рисунка, исполненного свинцовым карандашом, и может заменить рисунок художника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *